"Йога для жизни"


Хочу отметить, что  более близкий для меня подход к практике йоги раскрыт в книге:
 «ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ» Виктора Сергеевича Бойко –
основателя "Школы классической йоги В.Бойко"
(официальный сайт - http://www.realyoga.ru).
Рекомендую скачать книгу автора и ознакомиться с его глубокими познаниями сущности йоги! Для занятых, начинающих (и особенно "заблуждающихся"), привожу ключевые моменты из данной книги:

"Чтобы понять изначальный смысл подлинной йоги, ее масштаб и предназначение вовсе не обязательно стремиться в гималайские пещеры. Постижение истины - это не скитания по лику земли, не перебежки от святыни к святыне в надежде отщипнуть и унести частицу духовности. Это движение внутри себя, которое может быть начато в любой точке пространства и времени.
Основа классической практики йоги - действие не действием (в китайской традиции – метод «у-вэй»): я просто выполняю асану, насколько она получается, не пытаясь согнуться «как на картинке» либо подражать инструктору. Главное - посредством мышечной релаксации и дозировки формы растворить в теле ощущения от принятой формы. При сохранении ее даже без каких-либо ощущений в опорно-двигательном аппарате идет активная, но не воспринимаемая сознанием (если специально не прислушиваться) работа. На этот аппарат, внутренние органы, кровеносную и лимфатическую системы форма асан и время выдержки неизбежно влияет, но критерием оптимальности воздействия является полное отсутствие неприятных и вообще явных (мешающих опустошению сознания) ощущений. При обычной ходьбе (если человек здоров) ничего особого в теле не ощущается, но мы-то ведь приходим куда надо. Причем без пота, надрыва и специальных усилий. Ощущения не возникают, когда вы не стараетесь согнуть тело больше, чем сегодня позволяют его физические кондиции. Если вы удобно сидите на диване и читаете книгу, нужно ли при этом стараться сесть лучше? Лучше чего? Только форма, которую тело может принять и находиться в ней какое-то время свободно и без каких-либо ощущений (не говоря уже о боли!) является оптимальной и полезной. А если в ней прекращена ментальная суета – это асана. Только «отключение» обычного процесса мышления отзывается в теле «текучестью» формы.
Поначалу занятия асанами в аспекте недеяния получаются не слишком качественно, ведь обычно если я что-то делаю, то итогом действия должно быть нечто реальное, хотя бы усталость! Разум отказывается принимать ситуацию, параметрами которой является не наличие чего-либо, но отсутствие - ощущений, усилий и видимых (разовых) изменений. Логика говорит: если нет привычной работы со всей ее атрибутикой, откуда возьмется полезный эффект?! Однако работа именно в таком ключе, порождает удивительные следствия, из-за которых йога всегда считалась волшебством. Ее технология не зависит от ретрансляторов, поскольку опирается не на личные чьи-то способности, а устройство человеческого организма и законы его функционирования.
Сегодня фанатики «духовности» стремятся к просветлению, игнорируя тело, у другой части поклонников йоги развитие гибкости стало самодовлеющим и выродилось в акробатику. Микроскопом можно забивать гвозди либо проламывать черепа, но вообще-то создавался данный прибор для наблюдения сверхмалых объектов. Аналогично и традиционная йога предназначалась отнюдь не для получения сиддх (сверхестественных  возможностей), сверхсложной акробатики или ежедневного вызова самому себе. Будучи реализованной, она приводит человека к состоянию системного равновесия, обеспечивая физическое здоровье, душевный покой и общую гармонию.
Подход человека западного склада к йоге содержит коренную и весьма опасную погрешность: говоря о выполнении асан или медитации древние тексты вовсе не имеют в виду прямой волевой контроль! Речь  идет только о создании и сохранении специальных условий в сознании и теле, что запускает самонастройку (процесс самосовершенствования), протекающую вне сферы восприятия и компетенции разума. Я нахожу, готовлю, кладу в рот, пережевываю и глотаю пищу (мое сознательное действие), но переваривается и усваивается она автономно (действие полностью бессознательное), за это отвечают механизмы, неизмеримо более древние, нежели Я-сознание. Чтобы процесс пищеварения был безупречным, нужно только одно: не мешать ему! Подлинная йога всегда была и остается искусством косвенной, но никак не прямой регулировки! Я лишь создаю условия для того, чтобы психосоматика сама привела себя к свойственному ей порядку! Этот порядок (гомеостаз) является скрытым, свернутым, мы «узнаем» о его наличии только после возникновения расстройства. Если жизнь субъекта построена так, что сумма повседневных нагрузок превышает возможности восстановления, то рано или поздно деструктивные изменения накапливаются в органах и системах, проявляясь вначале как функциональные расстройства, которые по мере развития  становятся хроническими заболеваниями.
Имея в виду свое личное здоровье, следует помнить, что интересы каждого отдельного человека всегда являются частью интересов его окружения. Правительства не могут эффективно заботиться о здоровье граждан, следовательно, каждый должен блюсти себя сам, и уделять этому ровно столько времени, сколько нужно, чтобы сохранять психофизическую полноценность, не превращаясь в жертву комфорта, пустых желаний и дурных привычек. Даже если исходные данные замечательны, любой организм со временем приходит в упадок, поскольку неизбежно изнашивается в процессе жизни. Сохранение хорошего уровня здоровья, несмотря на возраст, требует систематического вложения сил и времени. Рассмотрим выгоды, которые здесь может дать йога:
- отпадает необходимость в спортивных снарядах и тренажерах, то, с чем идет работа - собственное тело - есть у каждого;
- нет затрат времени на транспорт, заниматься можно дома;
- необходим минимум площади - два квадратных метра;
- происходит восстановление не только тела, но и психоэмоциональной сферы;
- метод выверен тысячелетиями и, в отличие от множества новомодных, безопасен.
Асаны - единственный в своем роде вид физической активности, целенаправленно воздействующий на внутренние органы путем придания телу необычных положений (форм). Любая поза йоги действует на организм в целом, и локально - на отдельные звенья, кроме того, весь его объем подвергается специфической гравитационной «обработке» массой крови. Асаны обеспечивают попеременное ритмичное сжатие, растяжение и скручивание тела. Уддиана и Мула бандхи способствуют удалению застойной крови из зон плохой микроциркуляции, облегчая венозный отток и «освежая» кровообращение в соответствующих участках тканей и органов. Науке пока неизвестен механизм влияния асан и бандх на кровообращение в мелких артериях, капиллярах и венах, где происходит диффузия газов между тканями и кровеносным руслом.
По интенсивности физическая нагрузка условно подразделяется на четыре категории (кстати, хорошо известные в лечебной физкультуре): слабая, умеренная, сильная, очень сильная. Физиологический эффект первой проходит бесследно и быстро (хотя в случаях тяжелой хроники может оказаться весьма полезным), умеренная - стимулирует жизнедеятельность, сильная - угнетает, очень сильная - разрушает. Традиционная Хатха-йога реализуется только в области нагрузок умеренных и слабых.
Трансформация посредством йоги, принципы которой описал Патанджали, возможна только в русле «действия не действием». Собственно говоря, именно мягкое управление исходными условиями, в результате создания которых система сама по себе срабатывает в полезном ей, а, следовательно, и мне, направлении и есть йога. Любая физическая либо ментальная деятельность, от начала до конца построенная на личных усилиях, самоконтроле и происходящая в обычном состоянии бодрствования йогой не является!
Итак, Сутры определяют йогу как временное торможение физической, ментальной и эмоциональной активности, при этом есть два момента, существенно отличающие данную физическую деятельность от обычной:
- опустошенное и частично заторможенное сознание на протяжении всей практики;
- выполнение асан, порождающее преобладание активности парасимпатического отдела ВНС!
Грамотная практика не может сформировать гипотонус, напротив, подобранные в необходимой (для данного индивида) пропорции силовые и растяжечные позы приводят к оптимальному вегетативному балансу. Что же до нервной системы среднего жителя мегаполиса, то социум ежедневно нагружает ее до такой степени, что ментальная релаксация никогда лишней не будет. ССС пишет: «Подобно тому, как для расслабления тела нужна удобная кровать, вашему уму также необходимы определенные периоды отдыха для сохранения свежести» (журнал «Йога», №1, 2003, с. 6). Когда глубокая релаксация освоена, человек получает возможность без каких-либо отрицательных последствий напрягаться так, в том числе и физически, как и мечтать раньше не мог.
Кроме того, классическая Хатха-йога, регенерируя психосоматику, обеспечивает в процессе занятий асанами наработку предмедитативного состояния. «Какого-либо динамического применения силы следует всячески избегать, общая установка на расслабление вообще достаточно характерна для йоги. В каждой асане задействована та или иная внутренняя структура, которая требует только минимальной затраты энергии. Обучение асане представляет собой совершенствование сенсомоторной регуляции, так что снижение мышечной активности будет отражением роста мастерства в Хатха-йоге» («Физиологические аспекты йоги», 1999, с. 24, 45, 47). Реализуемая в таком ключе практика вызывает концентрацию внимания, которая на Западе понимается совершенно по-иному - как сведение восприятия в фокус и волевое удержание его на одном месте (объекте). Истинная концентрация внимания может быть только спонтанной, и возникает в полностью расслабленном теле и сознании. Иными словами, главное, с чем следует целенаправленно и сознательно работать в йоге - это молчание ума, только при этом возникает феномен самонастройки.
Если асаны выполнены без молчания ума, то я либо получаю эффект обычной размерности (проработку мышц, увеличение их силы, «горячую» гибкость и т.д.), либо негативный (перегрузку и травмы). Гибкость и растяжка, как функция от правильного (в ментальном отношении!) процесса исполнения, со временем возрастают до абсолютного предела, свойственного каждому конкретному организму.
Присущую индивиду физическую гибкость формируют особенности строения суставно-связочного аппарата, уровень возбудимости и растяжимости мышц, а также степень мышечно-суставной чувствительности. Развитие предельной гибкости никогда не было целью йоги, если гипермобильный от природы субъект (а таких немало) сосредоточится на развитии этого свойства, то может достичь феноменального уровня сложности, но йога - это иное. Если бы просветление зависело от способности сгибаться в три погибели, любой специализирующийся на этом циркач автоматически становился бы титаном духа, чего мы, естественно, не наблюдаем.
Итак, подчеркивая определяющую роль полной релаксации, усилие в любой асане должно быть минимальным, только чтобы сохранить доступную ее форму, в этом и состоит мастерство. Но это вовсе не подразумевает отсутствия активной физической работы! Майюрасану (позу павлина) может выполнить, скажем, и новичок и мастер, но у мастера усилие будет минимально по сравнению с тем, которое присутствует у новичка, вот о каком минимуме идет речь. Полностью расслабиться это не значит выпасть из позы, ведь, расслабившись, мы не падаем со стула, сидя на нем.
Как только в ежедневной практике асан ментальная суета начинает затихать, психосоматика, используя появившийся шанс, начинает активно усваивать релаксацию, распределяя ее по структуре - запускается процесс внутрисистемного «ремонта», устраняющий функциональные дефекты на всех уровнях организации.
Как ни странно, эта регенерация (полное возможное оздоровление) - всего лишь побочный эффект выполнения асан в состоянии торможения ментальной активности. Но для огромного количества людей эффект этот является главным интересом и насущной потребностью, а нередко и последней надеждой.
Без разницы, на каком «материале» мы получаем релаксацию, искомое психофизическое состояние гарантировано возникает именно в простых и доступных позах, равно как и в паузах между ними. Избыточная сложность не нужна вообще, она энергозатратна, травмоопасна и не совместима с подлинно йогическим состоянием сознания.
Рассматривая понятие гомеостаза (устойчивого постоянства внутренней среды организма) являющегося одним из признаков здоровья, можно условно выделить три характерных разновидности гомеостаза, первый - когда физиологические параметры остаются в допустимых границах отклонения, что бы человек ни делал. В этом случае здоровье называют «железным», исторические примеры - Гиляровский, Дюма-отец, Гришка Распутин.
Второй – разовое расстройство, причины его могут быть внешними, внутренними или комбинированными. В этом случае ряд вторичных параметров гомеостаза выходит за пределы оптимальных значений, но защитные силы организма тут же активизируются, исправляя ситуацию.
Третий - заболевания хронические, когда функциональная разбалансировка сохраняется длительное время, перераспределяясь в сети подсистем. В этом случае и болезнь не в состоянии окончательно сломить организм, и защитные силы не могут справиться с ней, гомеостаз, образно говоря, застывает в «перекошенном» виде.
Хатха-йога выражено влияет на работу иммунной системы, не только стимулируя (чем грешат многие современные препараты), но мягко корректируя её работу. Это позволяет йоге быть одинаково эффективной как при иммунодефицитах, так и при аутоиммунных заболеваниях.
Начальные либо терапевтические комплексы асан должны подбираться только в индивидуальном порядке, с учетом возраста, конституции, состояния здоровья и рода деятельности индивида, в этом случае практика формирует оптимальный тонус ВНС (сочетание возбуждения и торможения).
Что есть путь к истине? Это личный акт познания, который ранее уже происходил с другими, в том числе и великими людьми. Классическая практика йоги – это деятельность, реализуемая в пространстве законов, упакованном текстами Сутр. Это создание условий для возникновения нелинейной положительной обратной связи, которая, в свою очередь, инициирует срабатывание (или даже создание – В.Б) механизмов регенерации и самонастройки.
Чтобы усвоить «продукцию» Платона, Сократа, Будды, Лао-Цзы, Патанджали, Ницше, Булгакова нужно воспроизвести мыслительную работу, осуществленную этими людьми, либо каким-то иным образом извлечь ее эмоционально-интеллектуальный эквивалент. В случае йоги каждому приходится самостоятельно проходить путь, в процессе которого можно получить и понять (либо так и не понять, не получив ничего) то, чего достигли создатели этой древней системы. «Если очень потрудиться и нам повезет, мы подумаем то, что думали уже давно и другие» («Психологическая топология пути», 1997).

Искусство самонастройки потому и осталось в веках, что всегда дает каждому именно то, чего ему не хватает, в чем действительно нуждаются душа и тело. Культивирование йоги - это возвращение к себе природному, каким бы ты был, если б тебя не смяли стрессы, перегрузки, неудачи и несчастья, это искусство самосовершенствования, которому не мешает «мудрое» руководство Я. Следствие этого процесса - очистка и регенерация системы, после этого контакт личности со внешним миром и собственным подсознанием становится оптимальным."